Нормы психического и речевого развития ребенка

В настоящее время в городе Новосибирск проходят семинары международной организации Autism Partnership. Ведущими семинара являются:

Зайра Али — директор Британского филиала AutismPartnership, сертифицированный поведенческий аналитик, магистр нейронаук
Донна Бентон — региональный координатор Британского филиала AutismPartnership, магистр прикладного анализа поведения.

Мы очень рады, что старший инструктор центра, Федорова Елена Анатольевна, смогла посетить это событие!

По словам Зайры Али, аутизм можно диагностировать уже с 6 месяцев жизни ребенка. Аутизм у детей проявляется в различных формах, поэтому задача специалистов заключается не в лечении аутизма, а в подборе подхода для социализации. Зайра утверждает, что чем раньше установлен диагноз, тем больше вероятность его полностью скомпенсировать.

На что следует обращать внимание:

  • от рождения до 6 мес ребенок реагирует на свое имя
  • 6-12 месяцев ребенок начинает использовать хотя бы 1 слово со значением (говорит му-му и показывает на корову)
  • 12-18 месяцев словарный запас 5-20 слов
  • 18-24 месяцев говорит фразы: существительное + глагол. Словарный запас 150-300 слов
  • 2-3 года предложения от 3 слов, запас в районе 1000 слов
  • 3-4 года игры с воображением, комментарии к игре
  • 4-7 лет задает вопросы, описывает ситуацию, использует много воображаемых игр
  • 5-6 лет рассказывает истории, описывает картины, додумывает причинно-следственные связи
  • 6-7 лет академические навыки
  • 7-8 лет большой словарный запас, сложность речи, понимает для чего нужна речь

Когда мы слушаем лектора, мы не задумываемся о том, как проходит наше с ним общение (коммуникация), мы на него смотрим, улыбаемся, реагируем. К сожалению, ребенок с РАС этого не может, ему сложно, этому его нужно обучать! В первую очередь мы формируем у ребенка учебный контроль. Нам необходимо не только научить его учиться, но и сделать все для того, чтобы обучение доставляло ему удовольствие!

Что же необходимо для установки учебного контроля?

  • мотивация: для чего я работаю?!
  • сотрудничество: получение удовольствия от взаимодействия и обучения
  • реакция: своевременное выполнение инструкции и предоставление подкрепления
  • способность учиться за счет подсказок, обратной связи и самокоррекции

Работа с малышами должна проводиться ежедневно, от 15-30 часов в неделю. Лучше всего начинать работу с большего количества часов, постепенно снижая их количество. В работе с ребенком с РАС мы должны научить ребенка учиться самостоятельно, получая информацию из окружающей среды. В будущем, возможно, заниматься с ребенком 4-6 часов в неделю. Все навыки, которым обучается ребенок необходимо отслеживать и поддерживать не только в рамках занятия (критерий успешности: 3 дня с 3 разными людьми ребенок выполняет задание успешно), но и в обыденной жизни.

Наша задача заключается в необходимости стать учителем для ребенка, для того, чтобы ребенок в дальнейшем был независим от взрослого!